Список городов

Железобетонные изделия Доставка с доставкой по РФ
Губкинский Time пн-пт 9:00–18:00
ООО "БЗСК" / Статьи / Бетонные лотки – монтаж, варианты сборки коллекторных систем

Бетонные лотки – монтаж, варианты сборки коллекторных систем

Содержание:

  1. Нормативная база и стандарты по применению ЖБ лотков
  2. Варианты монтажа бетонных лотков в разных условиях
  3. Типы дренажей и ливневых каналов для коллекторных систем
  4. Технология производства и классификация водоотводных лотков
  5. Область применения и возможности
  6. Особенности и требования технологии укладки лотков для систем дренажа и водоотвода
  7. Особенности монтажа каналов и тоннелей из лотков

Унифицированные водоотводные лотки ЖБ разных типоразмеров рассчитаны на монтаж каналов и тоннелей для движения воды и прокладки коммуникаций. Их можно использовать на стадии проектирования как типовые элементы, совместимые с другими деталями и соответствующие строительным нормам.

Нормативная база и стандарты по применению ЖБ лотков

Область применения водоотводных лотков, регламенты проектирования, монтажа и проведения работ приведены в стандартах и правилах.

  • СП 13330.2018 Канализация ливневая.
  • СП 104.13330.2016 Дренажные системы.
  • ОДМ 218.2.055-2015 Рекомендации по расчету дренажа дорожных конструкций.
  • СНиП III-16-80 и СНиП III-4-80 Правила работ при монтаже сборных ЖБ и бетонных конструкций.
  • СП 250.1325800.2016 Защита зданий и сооружений.

Варианты монтажа бетонных лотков в разных условиях

Форма и размеры бетонных водоотводных лотков позволяют формировать из них конструкции туннельного и канального типа. Для решения различных задач можно использовать лотки в различных положениях:

  • каналы из лотков открытые для стока (пропуска) воды в направлении от места сбора к коллекторам;
  • каналы с плитным перекрытием сверху – лотки устанавливаются на подготовленную подушку или плиты, сверху укрываются плитами для защиты от засорения и перекрытия площадки;
  • каналы из лотков, установленных друг на друга торцевыми частями стенок, при высоте прохода 1800 мм представляют собой тоннели, прочность и безопасность которых обеспечивается соблюдением правил монтажа;
  • технологические каналы и сточные (дренажные) углубления в цехах, помещениях, складах могут быть проложены открытыми или закрытыми.

Тип конструкции зависит от проекта дренажной системы или ливневки с учетом существующих разновидностей.

Типы дренажей и ливневых каналов для коллекторных систем

Монтаж бетонных лотков в коллекторных системах предполагает создание протяженной коммуникационной линии в виде канала, желоба или тоннеля. При этом реализуются разные варианты, выбор которых зависит от особенностей водосбора на определенном объекте:

  • сборная система из заглубленных лотков, накрытых металлическими решетками для отделения мусора;
  • отвод воды по каналу из лотков в коллектор, который можно собрать из колец железобетонных в виде колодца-накопителя, отстойника, перелива;
  • доступ к коллектору в закрытой части, горизонтальные тоннели и вертикальные участки перелива (перепада высот) можно проектировать с использованием сборных одноячейковых элементов;
  • для направления потоков воды в коллекторной системе подземного типа допускается установка ЖБ труб безнапорных с раструбными соединениями.

Набор унифицированных элементов позволяет проектировать водоотводы и коллекторы для любых объектов, используя варианты типоразмеров, классы и категории, предусмотренные ГОСТ и сериями чертежей. Все данные этих изделий внесены в базы для программ типа CAD.

Технология производства и классификация водоотводных лотков

Изделие лоток железобетонный водоотводный изготавливается по чертежам серии 3.006.1-2.87 и ТУ производителя на основе ГОСТ 27006-86. Для изготовления применяется технология вибролитья ЖБИ изделий с предварительным армированием стальным прутком (проволокой), сваренным в арматурную сетку с выводом монтажных петель.

В зависимости от категории прочности используются бетоны В15, В25, В35 с маркой прочности М300, М400 и М500. Показатель морозостойкости до 200 полных циклов. Масса изделия варьируется в широких пределах в зависимости от типа бетона, армирования и типоразмера. При изготовлении используются параметры из чертежей соответствующих разделов. Стандартным габаритным изделием считается лоток длиной 2970 и 5970 мм в зависимости от массы. При длине 720 мм изделие принято относиться к доборным элементам, упрощающим монтаж за счет комбинации деталей.

     

Существует европейская классификация ЖБ лотков для водоотвода, в которой учитывается соотношение прочности, размеров и нагрузки:

  • для участков дорог с ограниченной интенсивностью движения и нагрузкой, мест стоянки легкового транспорта, пешеходных зон – категория лотков С250;
  • для дорог с высокими показателями проходимости и нагрузки, площадок АЗС, промзон применяются лотки дренажа категории D400;
  • на промышленных объектах, автодорогах со статусом автомагистрали, железной дороге для водоотвода и дренажа применяются лотки класса Е600;
  • наиболее массивные и прочные изделия класса F900 рассчитаны на использование в условиях высоких нагрузок в портах, терминалах, объектах энергетики и тяжелой промышленности.

Класс (категория) по этой системе классификации определяется по прочности (классу) бетона и максимальной допустимой нагрузке с учетом веса и типоразмера. Отличия могут проявляться в системе армирования, особенностях изготовления изделия.

Прочие размеры водоотводных лотков учитываются при проектировании коммуникаций и разработке ППР:

  • ширина от 420 мм до 4000 мм с градацией: 420 мм (Л1); 570 мм (Л2); 780 мм (Л3 – Л5); 1160 мм (Л6 – Л9); 1480 мм (Л10 – Л13); 1840 мм (Л14 – Л18); 2160 мм (Л19 – Л22); 2460 мм (Л23 – Л26); 2780 (Л27 – Л30); 3380 (Л31 – Л34); 4000 (Л35 – Л38);
  • высота стенок от 360 мм для Л1, Л2 до 1700 мм для Л38.
  • толщина стенок от 40 мм (Л1) до 100 мм (Л38);
  • ширина внутреннего канала – от 300 мм до 3600 мм;
  • высота изнутри от 300 мм до 1500 мм;
  • толщина дна – от 60 мм до 200 мм.
  • масса от 0,9 т для Л1 при объеме бетона 0,34 м3 до 9,38 т при объеме материала 3,75 м3 для Л38.

Приведенные показатели могут отличаться в зависимости от ТУ производителя и возможности изготовления лотков по спецзаказу. Возможен выпуск и использование изделий с дополнительной маркировкой Д – доборный и вариантами монтажа:

  • КЛ – каналы с перекрытием плитами по верхней части;
  • КЛп – каналы, желоба и тоннели с опиранием на подложенные снизу плиты;
  • КЛс - каналы и тоннели, составленные из лотков с опиранием на продольные торцевые части стенок.

Длина таких изделий может отличаться от стандартных лотков с маркировкой Л с прямыми и трапециевидными стенками в поперечном сечении.

Область применения и возможности

Установка бетонного водоотводного лотка как элемента системы дренажа и водоотведения находит широкое применение в следующих областях:

  • дренаж и ливневка дорог, магистралей, дорожной инфраструктуры;
  • дренаж и коллекторы водосбора на промышленных предприятиях и узлах инфраструктуры;
  • системы стоков и отведения воды в промышленных цехах, на складах;
  • системы стоков и отведения воды в сельском хозяйстве – на фермах, складах продукции, перегрузочных и перевалочных пунктах. 

Помимо распространенных задач с помощью лотков этого типа можно организовать подачу технической воды для полива, отведение воды от мест периодического подтопления, дренирование и осушение участков. В ряде случаев допускается монтаж лотков на ЖБ сваях и опорах фундаментов при соблюдении требований прочности и безопасности.

Особенности и требования технологии укладки лотков для систем дренажа и водоотвода

Технология укладки бетонных лотков для водоотвода строится на соблюдении требований СП (СНиП) и выполнении разделов ППР (Проекта производства работ) для каждого объекта и участка трассы. Для правильной укладки необходимо:

  • провести съемки рельефа, исследовать гидрогеологическую обстановку и сделать расчеты приемной/пропускной способности канала (тоннеля) для определения размеров просвета в поперечном сечении;
  • провести разметку местности с обозначением точек и линий привязки и обязательного уклона желоба (тоннеля) в направлении водосборного коллектора;
  • подготовить пути подвоза и места временного складирования лотков с учетом требований к сохранности по ТУ и ГОСТ;
  • по разметке подготовить траншеи, трассу на поверхности или свайные основания для прокладки канала.

После проведения земляных и подготовительных работ можно переходить к монтажу лотков в составе канала или дренажной системы. Наиболее трудоемкий вариант – установка лотковой трассы водоотвода с заглублением в грунт. При монтаже необходимо в зависимости от условий на местности и требований проекта:

  • создать песчано-щебеночную подушку толщиной 100 мм и утрамбовать ее механическим способом с выдерживанием уровня и уклона;
  • провести подбетонную подготовку тощими бетонами по дну канала для опирания лотков;
  • уложить плиты основания, если это предусмотрено проектом для КЛп и обеспечить их выравнивание по уклону и сдвигу;
  • установить лотки, выдерживая продольный уклон и совпадение торцов для обеспечения целостности канала.

Толщина бетонной или асфальтобетонной стяжки под лотками должна обеспечивать устойчивость конструкции, неподвижность составных частей относительно друг друга. Ее подбирают в зависимости от класса лотков:

  • монтаж на асфальтовое покрытие допускается для лотков С250 с бетонной стяжкой от 150 мм и примыкающим швом 100 мм;
  • монтаж в бетонной поверхности лотков С250 и D400 допускается на стяжку снизу 100 мм и по краям не менее 80 мм (100 мм для D400);
  • лотки Е600 и F900 в асфальтовое покрытие ставятся при наличии подготовленной бетонной стяжки снизу 200 мм и сбоку 150 мм.

Существующие технологии позволяют производить монтаж в так называемую бетонную обойму – лотки устанавливаются в заранее смонтированную конструкцию из бетонных элементов или монолита, закрепляются заливкой раствора. Обойма представляет собой сплошное или сборное основание с дном, стенками и выступающими краями, полностью перекрывающие лоток, исключая верхнюю часть канала, на которую можно установить решетки ливневки.

     

Особенности монтажа каналов и тоннелей из лотков

Поскольку тоннели, каналы и желоба из лотков представляют собой составные конструкции, то необходимо на уровне проектирования и монтажа обеспечить непроницаемость стыков и защиту от повреждений грунтом, проезжающим транспортом, возникающими по иным причинам деформирующими силами. Для этого применяется:

  • заполнение стыков между лотками бетонным раствором;
  • проведение гидроизоляции канала изнутри и поверхности лотков снаружи;
  • при прокладке в грунте – засыпка грунтовыми массами, песком и щебнем с уплотнением с боков и сверху, если канал выполнен как закрытый тоннель;
  • укладка дополнительных плит на поверхности, где перемещается транспорт.

Методы гидроизоляции каналов и тоннелей из водоотводных лотков:

  • асфальтовая горячая по верху перекрывающих плит с заливкой швов;
  • оклеечная из битумных материалов для наружной поверхности стенок и дна при активности грунтовых вод;
  • обмазочная изнутри канала с заливкой швов горячими битумными составами и композитами.

В местах, где на лотки будет воздействовать потенциально агрессивная водная среда, гидроизоляцию выполняют в соответствии со СНиП 2.03.11-85 и СН 301-65. При укладке гидроизоляционных покрытий необходимо обеспечить их возвышение над уровнем грунтовых вод в период максимального подъема не менее чем на 0,5 м. Тоннельные и канальные кабельные коммуникации в лотках должны быть обустроены дренажные каналы для отведения воды.

При необходимости по боковым сторонам канала можно устроить бетонную стяжку с металлическим объемным армированием. Укладка лотков, плит, доборных элементов и стандартных ЖБИ деталей заводского изготовления должна производиться с применением строительной техники, способной выполнять подъемные и погрузочные работы.

Спасибо!
Наш менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.